payday loans
Главная

Нужно ли согласовывать стимулирующие выплаты с профсоюзным комитетом?

Защита прав работников деятельность профессиональных союзов, их права и гарантии регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Это правило установлено ч.4 ст.135 ТК РФ. При этом ч.2 ст.135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2 ст.135 ТК РФ).
Следовательно, установление стимулирующих выплат относится к вопросам системы оплаты труда, и как следствие, локальный акт, которым будет определен порядок установления стимулирующих выплат, нужно согласовывать с профсоюзной организацией.

Отметим, что с профсоюзом нужно согласовывать систему стимулирующих выплат, т.е. локальный нормативный акт организации, которым устанавливается порядок и условия таких выплат. Непосредственно каждый раз при выплате сумм стимулирующего характера получать мотивированное мнение профсоюза не нужно. Иными словами, согласовывать с профсоюзом приказ руководителя на выплаты стимулирующего характера нет необходимости.
Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов:
1. Организация направляет в профсоюзный комитет: проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор); обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма. Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.
2. Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме.
В зависимости от принятого решения документ может содержать: согласие с предложенным проектом локального нормативного акта; предложения по его совершенствованию; отрицательное мнение по проекту документа.
3. Мотивированное мнение профсоюз должен направить работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта. Такой порядок предусмотрен в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.
В целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо, мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.
В тоже время Приказы работодателя о выплате (невыплате) премий по итогам работы за месяц не являются локальными нормативными актами, поэтому при их издании не требуется учитывать мнение профсоюзной организации. Данный вывод подкрепляется рядом законодательных документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 29, ч. 4 ст. 135 ТК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Трудовое законодательство не детализирует понятие локального нормативного акта. Судебная практика, анализируя нормы трудового законодательства, характеризует локальный нормативный акт как принимаемый работодателем нормативный акт в сфере трудовых отношений, имеющий внутриорганизационный характер, распространяющийся на всех работников данного работодателя либо на отдельные профессиональные группы или определенные категории работников, и применяется неоднократно, по мере необходимости, т.е. обладает нормативностью.
И поскольку приказы о выплате и о «снятии» премий издаются ежемесячно в отношении конкретных работников, то они не носят характер локального нормативного акта и при их издании работодатель не должен учитывать мнение представительного органа работников (профсоюзной организации). В свою очередь, председатель профсоюза не вправе требовать такого обязательного согласования.
Профсоюзы вправе запрашивать у работодателя ту информацию, которая связана с реализацией предоставленных им законом прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам оплаты труда. Предоставление профсоюзу такой информации не является нарушением Федерального закона "О персональных данных". Однако реализация права профсоюзов на информацию не означает наличие у профессиональных союзов безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей, в частности, актов индивидуально-распорядительного характера (приказов, распоряжений). Таким образом, вопрос о предоставлении профсоюзу запрошенной им информации должен решаться в каждой конкретной ситуации с учетом приведенной профсоюзом мотивировки соответствующего требования.

Обновлено (08.11.2020 14:04)

 

Наши контакты

Ignatova SM

 Игнатова Светлана Михайловна

Председатель организации

Член ЦК Профсоюза

 

г. Курган, ул. Красина, 53,

оф. 43, 46, 47

т. 45-87-89   

эл.почта:prgu45@yandex.ru

Интернет-приемная

Финансовая политика

Полезные ссылки

 

 

 

prof-lica

 

 

 

test